Филиал Астраханского государственного университета им. В. Н. Татищева в Знаменске
Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева Филиал в Знаменске

В знаменском филиале АГУ рассуждают о современной молодёжи

2021-03-31

В местной газете «Орбита» от 17 марта 2021 года опубликован материал, в котором преподаватель и студенты высказывают свои мнения о характере нынешнего поколения.

Автор публикации — третьекурсница филиала АГУ в г. Знаменске Виктория Горбачёва. Предлагаем вашему вниманию несколько сокращённый вариант статьи. 

Чем же отличается молодёжь сегодняшнего дня от людей прошлых лет? Об этом можно рассуждать бесконечно. Как представитель молодых, могу сказать, что проблема современной молодёжи в том, что она не идёт на контакт. Не ищет компромиссов. Абстрагируется в свой мир, никого не подпуская, закрывшись в своём панцире. Принимает лишь своё мнение, не слушая окружающих. Конечно, не все такие, но большинство. Однако картина не так уж плоха, если копнуть глубже.

То, что многие представители молодёжи очень активно отстаивают свою точку зрения (неважно, навязана она другими людьми или же образовалась сама собой путём долгих размышлений), я считаю не самым плохим качеством. По-моему, в этом есть свой плюс: ребята неравнодушны к собственному будущему. Конечно, было бы лучше, если бы они действительно хорошо разбирались в той сфере, которую затрагивают.

Что за жизнь, когда ты подстраиваешься под мнения чужих людей, лишь бы не раздувать конфликт? Каждый имеет право на своё слово. Неужели было бы лучше, если бы все люди были единомышленниками, а общество диктовало нам стандарты мышления?

Это действительно ужасно, но не стоит на слова окружающих отвечать категорично «нет». Прислушайтесь, вдруг они дадут дельный совет. А пока прислушиваться получается далеко не у всех.

Сейчас век тотальной толерантности. Мне кажется, не так плохо быть толерантным к людям с избытком или недостатком веса, к тем, кто отличается от тебя цветом кожи, разрезом глаз... Нынешняя молодёжь гораздо лояльнее относится к таким вещам. В конце концов, благодаря такой тотальной терпимости количество агрессии в мире уменьшается. К тому же не тратятся нервные клетки на споры по подобным вопросам. И это небольшой повод для гордости за нашу молодёжь.

Другой момент заключается в том, как ребята отстаивают свое мнение. Многие абсолютно не берут во внимание слова родителей, учителей, даже сверстников. Могут спокойно нахамить, бросив напоследок: «Это моё мнение!» Но ведь любое мнение можно выразить спокойным тоном и корректными словами.

Когда сталкиваюсь с такими детьми, задумываюсь: а на ту ли кафедру я поступила? Ведь быть педагогом — колоссальный труд и ответственность. Но, с другой стороны, есть большая вероятность того, что именной молодой учитель сможет найти особый подход к детям и наладить контакт. Потому что не так давно мы сами были теми же ребятами с бушующими эмоциями, которые необходимо было взять под контроль, или наоборот, закрытыми и зажатыми, желающими найти себе родственную душу. Это я говорю к тому, что ответственность за молодёжь лежит на плечах не только родителей, но и воспитателей, учителей, преподавателей.

Огромное влияние на детей оказывает техника, интернет, социальные сети и компьютерные игры. Своим профессиональным взглядом поделилась старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и гуманитарных дисциплин Ирина Каперская, а также будущая выпускница филиала АГУ по направлению «Психолого-педагогическое образование» Роза Белозерцева.

«Живу рядом с одной из школ. Очень часто, особенно в тёплое время года, когда открыты окна, слышу, как общается подрастающее поколение. Буквально оторопь берет. Я знаю семьи, где ни мама, ни папа так не общаются и не разговаривают. В школе, конечно, этому тоже не учат. Так откуда же всё это берётся?

К сожалению, многие родители, чтобы занять ребёнка, не ограничивают его в пользовании различными гаджетами „А мой Андрюша в два года в ютуб сам заходит и мультики включает“, — так частенько хвалятся они перед другими папами и мамами. Сидит чадо в телефоне, занято и вполне себе здорово. Но, к несчастью, такое времяпрепровождение потом приносит свои негативные плоды, начиная с проблем со зрением и заканчивая формированием цифрового аутизма. Последний приводит к тому, что эмоциональный фон беднеет, оскудевает, молодому человеку непонятно, что чувствует другой человек.

Не ограничивая ребенка в гаджетах и не контролируя посещаемые сайты в интернете, родители подвергают своих детей опасности. Я имею в виду не только страшные игры типа „Синего кита“. В опасности физическое и психическое здоровье детей.

Постепенно ребёнок замыкается, его ничего вокруг не интересует, кроме телефона. Если забрать гаджет, начинаются истерики, иногда проявляющиеся настолько агрессивно, что дети способны применить физическую силу.

В основе современной концепции воспитания детей и учащейся молодёжи заложен принцип гуманности и демократизации процессов обучения и воспитания, и это, безусловно, правильно, потому что в детском и подростковом возрасте запоминается каждое слово, сказанное педагогом.

Видя, что происходит вокруг, хочется сказать родителям: отложите свой смартфон в сторону, выйдите из „Одноклассников“ и инстаграма, уделите своему ребёнку время, сходите вместе на прогулку или в кино, почитайте вместе книгу. Телефон и компьютер от вас никуда не денутся, но будет очень печально, если детство и юность вашего ребёнка пройдут на просторах неконтролируемого интернета...»

Роза Белозерцева, студентка

«Данная тема очень интересна именно тем, что каждый человек в этом мире когда-то был подростком. Все переживали за свои проблемы, отличались чем-то от окружающих, самосовершенствовались, развивались, учились, общались с людьми. Всё это происходило в абсолютно небольшой период — период молодости.

С точки зрения психологии, молодость — это период обретения своего «я», утверждения человека как индивидуальной, неповторимой личности; процесс поиска своего особого пути, достижения успеха и счастья. Как в любом поиске, молодой человек не застрахован от трудностей и ошибок: у него ещё нет достаточного опыта, чтобы принимать правильные решения в многочисленных сложных ситуациях. Однако именно осознание этих ошибок формирует его собственный жизненный опыт. «Молодые люди столь же склонны считать себя мудрыми, сколь пьяные — трезвыми», — сказал Ф. Честерфильд, английский дипломат, писатель, автор «Писем к сыну». И он прав. Молодёжь только набирается опыта в этот определённый период времени.

Одна из самых главных проблем для молодёжи — ИНТЕРНЕТ... Форумы, социальные сети, развлекательные порталы... Они способны удерживать людей у мониторов компьютеров и ноутбуков чуть ли не сутками. Порой складывается впечатление, что парни и девушки, «живущие» в онлайн-режиме, ленятся выходить в реальный мир.

Безусловно, виртуальность очень удобна тем, что можно многое сказать, прокомментировать, обсудить, не боясь осуждающих взглядов. Сидя дома, можно общаться с людьми, которые находятся в любой части света, купить вещь, которая не продаётся в магазинах вашего города, узнать о событиях, которые не показали по телевизору, прочитать ту или иную информацию подробно, до мелочей, или кратко, в обобщённом виде, посмотреть комментарии людей по поводу всего, что вас только может заинтересовать, послушать музыку, прочитать текст песни. Да просто чтобы выучить новый язык, вам нужен только компьютер и интернет, остальное всё можно найти на просторах разных сетей и ссылок.

С этим можно было ещё как-то смириться. Но дело в том, что подростки тратят своё время не на саморазвитие, а на компьютерные онлайн-игры, забывая об учёбе в школе. Им проще закрыться в своей комнате, играть или общаться с другими людьми, нежели объяснить свою точку зрения. И здесь возникает ещё одна проблема: ребята перестают общаться в реальной жизни, они могут переписываться только через социальные сети, тем самым они теряют способность к личному общению, им трудно сделать элементарные вещи, например, спросить время у прохожего. Им спокойнее сидеть в интернете, писать «друзьям», которых никогда не видели, а может, и не увидят.

Отсутствие опыта общения с людьми в период молодости сильно сказывается во взрослой жизни. Людям из интернета трудно строить реальную жизнь.

В чём положительные черты молодежи?

Появление моды на здоровый образ жизни положительно сказалось на большей части молодого поколении. Занятия спортом, негативное отношение к вредным привычкам идёт на пользу здоровью подростков. Многие занимаются спортом, им это нравится, они стремятся к хорошему результату, к хорошей физической форме, и главное, достигают этой цели. Люди, поддерживающие здоровый образ жизни, реже болеют, не имеют депрессий, бессонниц, всегда позитивны, спокойны, часто улыбаются и радуются жизни.

Чтение книг также является популярным в XXI веке. Подростки стали читать, обсуждать произведения, интересоваться биографиями писателей. Прочтя понравившуюся книгу, они направляются на поиски подобных ей или интересуются другими произведениями того же автора. Хорошая черта молодого поколения — интерес к книгам, желание саморазвития, полезная деятельность, которая развивает их мышление, память, красноречие.

Столь важно сохранять своё психическое, физическое здоровье, не следовать зову моды, иметь свое мнение, думать о будущем уже сейчас, смотреть здраво на свои проблемы и стараться их решить, не падать духом от их появления, жить в реальности, а не в интернете».

Ирина Каперская, старший преподаватель

Характер у сегодняшнего поколения сложный. Сейчас все личности (даже самые молодые) у нас независимы от чужого мнения, ориентируются лишь на свою оценку событий. Проблема в том, что они в большинстве своём никак не хотят принимать точку зрения других, которые хотят им помочь. Объективно оценить современную молодёжь, сказать, плохая она или хорошая, я не могу, потому что сама являюсь её частью. А когда стану старше и буду смотреть на мир другим взглядом, уже пойму, в чём же была наша проблема и как следовало поступать в той или иной ситуации.

Полная версия статьи